История Могилевского еврейского ремесленного училища неразрывно связана с историей Талмуд-Торы — бесплатной общественной еврейской школы в Могилеве. Вообще таких школ на территории Беларуси было немного, так как основным еврейским учебным заведением был хедер. По данным переписи 1897 г., на всю Могилевскую губернию насчитывалось 12 Талмуд-Тор, где обучалось 429 учеников. Однако эти школы, предназначенные для сирот и детей бедняков, находились в запущенном состоянии. Хотя правительственные указы 1844 и 1868 гг. определили форму обучения в Талмуд-Торах, фактически до начала XX в. в них мало что менялось. Также и ортодоксально настроенные круги еврейской общины, не признающие новых тенденций в веками сложившейся системе образования и видевшие в школьном обучении путь к ассимиляции народа, всячески противились приходу еврейских детей в светские школы. Тем не менее, просвещенная часть общества, понимая, что только через современное образование возможен выход евреев из нищеты и бесправия, поддерживала политику властей в реформировании еврейской школы, и борьба за «школу» в этот период была очень острой.
Что касается Могилева, то в конце XIX — начале XX века здесь было две Талмуд-Торы — в самом городе и в пригороде, на Луполово. В пригородную школу принимались дети 6-8 лет, курс обучения был трехлетний, учеников было около 80 человек. Уроки вели три преподавателя по еврейским предметам и один — по общим.
В городской школе курс обучения длился 6 лет, и, помимо религиозных предметов, ученики изучали основы арифметики, древнееврейский язык, еврейскую литературу. Это и была так называемая «реформированная» Талмуд-Тора, больше похожая на школу.
Важно отметить то, что в реформированных Талмуд-Торах вводились и ремесленные классы. Именно при Могилевской Талмуд-Торе было открыто в 1899 г. ремесленное училище, где осуществлялось обучение по слесарно-кузнечным и столярно-токарным ремеслам. Поступали сюда дети с 11 лет и должны были учиться в течение 4-х лет. Содержалось ремесленное училище, как и Талмуд-Тора, на частные пожертвования, в основном купца Меера Шика, а также на субсидии Общества просвещения евреев России и Еврейского Колонизационного Общества.
Стоит отметить, что идея создания учебного заведения, способного дать бедным еврейским детям профессиональное образование, была вовсе не нова. Еще в 60-х гг. XIX века они начали учреждаться в различных регионах черты оседлости. Первое из таких училищ — «Труд» — было создано в Одессе. В Могилеве эта идея, возникшая в головах прогрессивно настроенных евреев, реализовывалась около двух десятилетий. В 1885 г. был создан кружок для содействия еврейским мальчикам, желающим обручаться ремеслам. В 1889 г. этот кружок ходатайствовал перед директором народных училищ Могилевской губернии об открытии ремесленного учебного заведения. Однако реализация идеи шла очень медленно. Во многом благодаря технической и экономической помощи специалистов Еврейского Колонизационного Общества идея создания в Могилеве такого учебного заведения была в итоге воплощена в жизнь.
Так, Положение о ремесленном училище в Могилеве было утверждено 14 (27 по новому стилю) мая 1899 г. Однако этот документ имел некоторые «узкие места». Например, согласно положению, срок обучения равнялся трем годам, в то время как программа обучения была рассчитана на четыре года. Возраст окончивших училище был не больше 16 лет, что не очень способствовало тяжелому труду на заводах, фабриках и в мастерских. Кроме этого, от поступающих требовалось свидетельство об окончании начального еврейского училища или сдаче специального экзамена. В связи с этим было реализовано предложение увеличить срок обучения до 4-х лет, образовав два подготовительных класса.
Положением был утвержден проект учебного корпуса и мастерских. Началось строительство, большую часть средств на которое предоставил 3. Каган, а для приобретения оборудования — председатель попечительского совета инженер Моисей Соломонович Шмерлинг. В 1903 г. училище отделилось от Талмуд-Торы и перешло в ведение Могилевской дирекции народных училищ.
Вскоре, 30 ноября (13 декабря по новому стилю) 1903 г. состоялось торжественное открытие училища, новый корпус которого был построен на углу улиц Глебо-Борисовской и Белгородской (сейчас улицы Плеханова и Воровского). Весьма подробно осветила это событие газета «Могилевские губернские ведомости». Мероприятие, кроме членов попечительского совета и приглашенных, почтили своим присутствием временно исполняющий обязанности директора народных училищ В.А. Тиминский, городской голова и сам губернатор Клингенберг. Высоких гостей приветствовал хор Талмуд-Торы во главе с кантором, исполнивший сначала по-русски гимн «Коль славен», а затем по-еврейски один из псалмов.
Торжество открыл своей речью казенный раввин Могилева С.Я. Каган, который назвал открытие училища «одним из разумнейших способов борьбы с нищетой, принимающей среди нашего народа, по многим причинам, ужасающие размеры». Он отметил, что «наконец-то осуществилась заветная мечта лучшей части нашего общества — дать детям воспитание, которое согласовывалось бы с современными требованиями и в то же время отвечало бы религиозно-нравственным запросам всякого благочестивого в истинном смысле этого слова еврея».
Инженер Шмерлинг зачитал отчет строительной комиссии, из которого следовало, что постройка обошлась в 50 тыс. руб., и на тот момент задолженность за стройматериалы составляла 1700 руб. По утверждению Шмерлинга, недостающую сумму обещали погасить «жертвователи». Заведующий училищем Гирш Вульф Каган в своей речи подробно остановился на процессе обучения, который можно было условно разделить на три направления: по систематическим программам; путем изготовления заказов; путем изготовления изделий для продажи.
По мнению директора, такая методика «возбуждает в учениках интерес», т.к. каждая работа имеет практическое применение. Система обучения в училище планировалась таковой, что в двух низших классах ученики будут обучаться ремеслу по программе, а в высших, после освоения основных приемов работы, начнется выполнение заказов.
Эта система особенно хорошо проявила себя в годы Первой мировой войны. В 1915—1916 гг. был получен большой заказ на изготовление подков, всевозможных обозных принадлежностей для царской кавалерии. С этой целью был улучшен станочный парк — установлено 2 паровых молота. Ремесленное училище получило дальнейшее развитие и расширение за счет того, что мировая война потребовала перестройки работы учреждения на военный лад. Была введена строгая дисциплина, увеличен рабочий день за счет уменьшения спецуроков.
В училище принималась молодежь с 13 лет в 1-й подготовительный класс и во 2-й — с 14 лет. Так, в первом наборе было в 1-м классе 68 человек, во 2-м классе — 52 человека. Таким образом, первый набор училища составил 120 человек.
Обучение в училище было платным. Все поступающие, кроме сирот, вносили по 6 руб. в год. Сироты обучались за счет средств попечителя — Еврейского Колонизационного Общества.
Преподавательский состав училища насчитывал 4 преподавателя и 4 мастера. Учащиеся имели специальную форму. Занятия проводились ежедневно с 9.00 до 17.00 с перерывом 1,5 часа на обед.
В училище было 4 цеха: слесарный, токарный, кузнечный и столярный. Соответственно, готовились специалисты по этим специальностям. Технически училище было оснащено 2 ручными кузнечными мехами, 5 наковальнями, 6 токарными станками и 50 слесарными тисками.
Изучались 12 предметов: закон веры; история евреев; история; черчение, практическая геометрия; физика; алгебра; механика; естествознание; рисование; география; арифметика.
Таким образом, можно уверенно утверждать, что училище готовило хороших по тому времени специалистов.
Относительно даты основания училища — здесь мы видим несколько ключевых дат. Они отражают приверженность идее развития ремесленного образования, которую демонстрировала еврейская общественность Могилева.
Так, в 1885 г. местные евреи создали кружок для оказания помощи еврейским мальчикам, желающим обучаться ремеслам. Этот кружок дважды безрезультатно ходатайствовал перед директором народных училищ Могилевской губернии об открытии учебной мастерской при Талмуд-Торе. И только после того как евреям Могилева удалось собрать значительные средства, в мае 1899 г. попечитель Виленского учебного округа утвердил положение о Могилевском еврейском ремесленном училище. Именно в 1899 г. — 14 (27) мая утверждено Положение о ремесленном училище в Могилеве. Положением также был утвержден проект учебного корпуса и мастерских. Началось строительство. До 1903 г. училище действовало как ремесленная часть Талмуд-Торы, а в 1903 г. Могилевское ремесленное училище отделилось от Талмуд-Торы и перешло в ведение Могилевской дирекции народных училищ и торжественно переехало в новое здание.
Эти данные отражены в историческом документе под названием «Отчет Могилевского еврейского ремесленного училища со времени открытия его по 31 декабря 1905 года».
Таким образом, именно 1899 год нужно считать отправной датой в истории Могилевского ремесленного училища, а теперь — Могилевского государственного машиностроительного профессионально-технического колледжа. Тогда было утверждено положение об училище, произведен набор и начались занятия, началось строительство отдельного нового здания. А в 1903 г. произошел переезд в новое здание и окончательное оформление училища.
Выпускник училища 1909 года Басин Меер Велькович по специальности слесарь стал членом большевистской партии с 1912 года. С 1911 года работал по специальности слесаря на нефтепромыслах в г. Баку. За революционную деятельность неоднократно арестовывался царским правительством. 25 июня 1917 года избран членом Бакинского комитета партии. Вместе с Н. Азизбековым, А. Ждапаридзе и другими большевиками являлся одним из руководителей сентябрьской стачки бакинского пролетариата. Второго сентября 1917 года на заседании Бакинского Совета, принявшего программу практического перехода власти в его руки, М.В. Басин избран секретарем президиума исполкома.
В апреле 1918 года после образования Бакинского Совета народного хозяйства во главе с И. Фиалетовым, Басин был назначен заведующим секцией нефтяного отдела совнархоза. На М.В. Басина было возложено также руководство охраной национальных нефтяных предприятий. 20 сентября 1918 года М.В. Басин был расстрелян эсеро-меньшевитскими агентами английского империализма в числе 26 бакинских комиссаров.
Именем Басина названа одна из улиц г. Баку. В г. Черикове, где родился и начал свою трудовую деятельность М.В. Басин установлена мемориальная Доска на доме где он жил, а улица названа его именем. В настоящее время первичная организация ОО «БРСМ» колледжа носит имя М.В. Басина.
В 1915—1916 гг. ремесленное училище разрослось ввиду того, что империалистическая война потребовала перестройки всей экономики на военный лад. Был получен заказ на изготовление подков, всех обозных принадлежностей для царской кавалерии. С этой целью был улучшен станочный парк — установлено 2 паровых молота. В училище введена строгая дисциплина, удлинён рабочий день за счет уменьшения спецуроков. В конце 1916 года в училище была проведена забастовка. Забастовщики предъявили требование уменьшить рабочий день. Но царское правительство подавило её угрозой отправить участников на фронт.
Горячо приветствовали учащиеся и работники училища известие о февральской революции 1917 года. В училище происходят демократические преобразования. В начале марта 1917 года избран первый учком, председателем которого был старшеклассник Я.С. Гуревич, который в последствии стал большевиком. Учащиеся училища приняли активное участие в Октябрьской революции. В училище был создан кружок «Юных социалистов», которые в конце 1918 года включились в комсомол. Учащиеся младших классов входили в клуб «Рабочих подростков», существовавший в Могилеве в 1918—1919 годы. В годы гражданской войны учащиеся по комсомольским и партийным мобилизациям, добровольно уходили на фронт.
В период за 14 лет до Великой Октябрьской Социалистической революции в училище подготовлено 500 специалистов по специальностям слесари, кузнецы, литейщики, токари, фрезеровщики. Это главным образом мелкие ремесленники и подмастерья из семей зажиточных горожан. Для получения профессий детям рабочих и крестьян чинились различные препятствия.
В первые годы советской власти советское правительство обеспечивало училище хорошо. По техническому оснащению в городе Могилёве ни одно промышленное предприятие не могло сравниться с мастерскими училища. В мастерских имелись станки: токарные, фрезерные, строгальные и многие другие. Завод «Возрождение» — нынешнее базовое предприятие Ордена Трудового Красного Знамени завод «Строммашина» — давал заказы училищу на изготовление различной продукции, так как на заводе не имелось соответствующего оборудования. Тогда же оно только начинало свой путь. И с 1922 года училище готовит специалистов для работы в цехах завода.
За свою историю училище неоднократно меняло свое название. В годы первых пятилеток оно носило название профтехшколы. В 1940 году переорганизовано в ремесленное училище №4, с 1941 по 1944 год объединено в РУ №1 г. Новосибирска. В 1944 году переименовано в РУ №6, с 1 декабря 1961 года по 28 января 1976 года носило название ГПТУ-33 металлистов, с 28 января 1976 года по 28 февраля 2004 года — техническое училище №33 металлистов, с 28 февраля 2004 по настоящее время — УО «Могилёвский государственный машиностроительный профессионально-технический колледж».
За годы с 1917 по июнь 1941 г. в училище было подготовлено боле 1000 квалифицированных рабочих.
Мирный труд коллектива учащихся и работников училища был нарушен началом Великой Отечественной войны в 1941 году.
Шел десятый день войны, когда ремесленное училище №4 было эвакуировано вглубь страны. Впереди были 4 года тяжелейших испытаний, но тогда об этом никто еще не знал. Знали одно: «Мы победим». Так сказал на митинге перед отправкой завуч училища Антон Макарович Чмыхунов, так думал каждый из 200 воспитанников училища, погрузившихся в эшелон.
Рассказывает мастер Захар Николаевич Бацов: «У нас был медленный поезд. Часто останавливались, мы уступали путь эшелонам, шедшим на запад, к фронту. На одной из таких остановок, в сотне километров oт Могилева кто-то из наших крикнул: «Глядите, глядите!», — от воинского эшелона к нашей теплушке бежал человек в красноармейской шинели. Это был Новиков — один из самых молодых и самых любимых наших мастеров призванных на второй день войны. Все кинулись его обнимать. Ребята из группы Новикова плакали, а он, стараясь прижать к себе сразу как можно больше своих пацанов, смеялся и успокаивал их: «Ну что вы разревелись-то… Мы еще с вами послесарим!».
В 1942 г. мастер Новиков пал смертью храбрых на фронте Отечественной войны.
Поезд шёл, а мы привыкали к военному времени. На некоторых станциях нас кормили горячим, но вообще-то паёк у нас был такой: на пятерых буханка хлеба и, видимо, с учётом нашего возраста, горсть леденцов в день.
На одной станции где-то в Удмуртии, мы решили искупаться. Кончилась эта затея тем, что 30 человек в том числе и я, отстали от эшелона. Другим поездом нас отправили в Челябинск и определили в ремесленное училище при тракторном заводе. Я попал на участок, где ремонтировались при бывшие с фронта танки.
Только увидев первый раз искореженные снарядами боевые машины, до конца осознал страшную реальность войны. И понял свое место в этой войне. Я стал взрослым».
В августе 1941 г. эшелон, от которого отстал Захар Бацов, прибыл на станцию назначения — Новосибирск. Могилевчане влились в огромный коллектив Новосибирского ремесленного училища №1, объединившего многие эвакуированные училища страны.
Рассказывает мастер Исаак Юльевич Изаксон: «Война отменила теорию. Теперь у нас была только практика. Наше училище представляло собой, по сути дела, самостоятельный завод, изготовлявший продукцию для Новосибирского комбината. Работали мы все в три смены. Каждая группа получала конкретное задание на сутки, и надо ли говорить, что мы не отходили от станков, не выполнив нормы. Все для фронта, все для победы!» — этим жил тыл, этим жили мы. Перед тем как заступить на смену, мы собирались у репродуктора прослушать сводку информбюро. Был у нас и свой собственный счёт фашистам. Никогда не забыть мне плакатов, которые почти ежедневно вывешивали в училище. «Товарищ, своей работой отомсти врагу за отца Иванова, погибшего в боях с фашистами!» И мы мстили.
В первые месяцы наша норма составляла 25 деталей в день. Через два года мы довели ее до 400!
По окончании смены мы бежали к щиту, где отмечались итоги социалистического соревнования между группами. На этом щите был нарисован фашистский танк, в который летели изготовленные нашими руками снаряды. Снаряд группы–победительницы попадал в бензобак, группы, занявшие 2-е место — в гусеницы. У последнего места был недолет. Этот недолёт мучил хуже всякой муки — на следующий день оставшаяся группа работала стиснув зубы, и перекрывала план, чего бы это не стоило! Каждый из нас должен, обязан был попасть в ненавистный танк!»
Завод, на котором работали эвакуированные могилевские ремесленники, за годы войны трижды завоевал Переходящее Красное Знамя Государственного комитета обороны.
Рассказывает Захар Николаевич Бацов: «А я разыскал тоже свое родное училище. Проработав 3 месяца в Челябинске, приехал в Новосибирск. Быстро освоил новые операции и вскоре вместе со всеми точил на своем станке «Единичка», «Восьмерка», «Девятка» — так назывались детали, которые мы точили.
Никаких простоев мы не знали. Когда нам однажды не хватило металла, вся смена отправилась пешком на авиационный завод, где был небольшой резерв сырья и на себе принесли в цех стальные болванки и прутья. Норму в этот день мы перевыполнили.
Рассказывает Василий Николаевич Смоляков: «Я работал на глубокой расточке, делал мортиры. И все время мне казалось, что дело мое движется слишком медленно, что можно операции ускорить. Долго я ломал голову и наконец придумал. Приспособил специальное устройство для охлаждения резца, и производительность сразу подскочила втрое! Потом были у меня еще рациональные предложения, но это первое запомнилось мне больше всего».
В тот памятный день для Василия Николаевича в цехе был вывешен плакат: «Учащийся Смоляков нанес еще один удар по врагу!».
Вскоре подошло время выпуска. Эвакуированные могилевчане получили направления на различные оборонные заводы страны. А Захар Бацов и Исаак Изаксон были оставлены в училище — их назначили мастерами производственного обучения.
Рассказывает Исаак Юльевич Изаксон: «Наши учебные группы постоянно пополнялись эвакуированными ребятами. Два таких внеочередных пополнения врезались в память сильнее всего. Первый раз — когда привезли девочек из Калининской области. Они побывали в оккупации, видели врага в лицо и знали, что такое фашистская неволя. Наверное от того и работали калининские девчата так, что их трудовая слава буквально гремела по Новосибирским заводам.
В 1944 году, после прорыва блокады, мы встречали подростков ленинградцев. В первые дни после приезда, измученные голодом, они еле передвигались, придерживаясь за стены. Их вид, их страдания вызывали у нас ещё большую ненависть к врагу. Работали наши ребята и за себя, и за ленинградцев, которые конечно не могли стать к станкам…
В 1941 году ребятам было по 14-15 лет, но уже в 1943-ем они всерьез задумались о фронте. Лёня Мартынов от воинской службы был освобожден. Несмотря на свой юный возраст, он считался на заводе ценным специалистом и потому пользовался правом на отсрочку. К тому же и годы для армии у него ещё не подошли. Но Лёня считал иначе.
Рассказывает Леонид Яковлевич Мартынов: «Летом 1943 года, приписав себе лишний год, я явился в военкомат г. Куйбышева. Здесь после окончания Новосибирского училища я начал свою трудовую биографию. Попросился на фронт добровольцем. На заводе, конечно, об этом не сказал — не отпустили бы. Но все вышло благополучно, в тот же день я был призван.
Попал я в отдельный лыжный батальон 52-ой Ордена Ленина гвардейской дивизии. В январе 1944 года мы получили очередное, обычное для нас задание — провести разведку боем под Новосокольниками. Отправились вшестером, зашли в тыл к немцам, завязали неравный бой, вызвав на себя огонь всех скрытых огневых точек врага.
За разведку боем под Новосокольниками бывший учащийся Могилёвского ремесленного училища №4 Леонид Мартынов был награждён Орденом Красной Звезды.
Боевую задачу мы выполнили. На следующий день выявленные нами огневые позиции фашистов «обработали» легендарные «Катюши». Путь к наступлению был открыт.
Леонид Мартынов в то время не знал, что снаряды для «Катюш» изготовляли на Новосибирском комбинате, где работали его бывшие товарищи по учебе. Впрочем они и сами тогда этого не знали — военная тайна сохранялась строго.
Вскоре я был ранен. В госпитале меня нашли письма отца, ушедшего на фронт в 1941 году. Теперь самой большой нашей мечтою было встретиться в Берлине. Этой мечте не суждено было сбыться. Вскоре меня снова ранило — на этот раз тяжело… После долгого лечения я вернулся в родной Могилёв, уже освобожденный к тому времени, и устроился работать в вагонное депо. Но отец воевал, и фронтовые дороги вели его прямо к Берлину. Он должен был отомстить за нас обоих!
Отец Леонида Мартынова пал смертью храбрых за 20 дней до окончания войны при прорыве последнего оборонительного рубежа на подступах к Берлину.
Рассказывает Николай Корнеевич Цыпляков: «А я до Берлина дошёл. С Лёней Мартыновым мы не были знакомы — учились в разных группах. Нас, формовщиков, сразу по прибытии эшелона отправили в Новосибирск на металлургический завод. Но на фронт мы с Лёней попали одинаково — я тоже пошёл добровольцем и тоже слегка приврал насчёт возраста. Стал танкистом, командиром орудия. В бою за Берлин командира нашей машины ранило, и я взял командование на себя. Огонь фашистов был страшен, но боевая машина не подвела нас — в том бою мы уничтожили два вражеских танка и орудие. Меня наградили орденом Красной Звезды».
Металлургический завод, на котором работали товарищи Николая Цыплякова по учебной группе Могилевского ремесленного училища №4, катал броню для танков Т-34, на одном из которых воевал их одноклассник–доброволец.
«Война гуляет по России, а мы такие молодые …» — писал поэт фронтовик Давид Самойлов. Они были очень молоды тогда. Так молоды, что стремились прибавить себе по годику-другому, лишь бы обмануть строгих военкомов. Но война и так одним махом прибавила всем им гораздо больше — и тем, кто ушёл сражаться на фронт, и тем, кто взвалил на свои мальчишеские плечи мужскую непомерную тяжесть работы в тылу, где ковалось оружие великой Победы .
Захар Николаевич Бацов и Исаак Юльевич Изаксон всю жизнь были верны училищу, воспитавшему их, — оба они работали мастерам производственного обучения в ГПТУ-33 до выхода на пенсию, Василии Николаевич Смоляков работал мастером производственного обучения ГПТУ-58 до выхода на пенсию. Леонид Мартынов и Николай Цыпляков работали на Могилевском заводе «Строммашина» — базовом предприятии 33-го училища до выхода на пенсию.
Многие их товарищи по учебе погибли на фронтах Великой Отечественной войны. Рассказ об их судьбах — героических и трагичных — это ещё ненаписанная глава истории училища №33, одного из старейших республике.
Сразу же после освобождения города Могилёва от немецко-фашистских захватчиков, в 1944 году организовано ремесленное училище №6 с контингентом учащихся 400 человек. Училище было разрушено, станочный парк разграблен и начинать учебно-производственную и воспитательную работу пришлось с самого начала. Несмотря на то, что война не закончилась и все силы страны были направлены на скорейшее изгнание и разгром немецко-фашистских захватчиков, партия и правительство нашли средства для восстановления училища. Однако рабочих рук не хватало. Учащиеся сами настилали полы, вставляли оконные переплеты, штукатурили, восстанавливали разрушенное оборудование. Упорный труд позволил к началу 1946 года полностью восстановить разрушенное войной хозяйство училища. Большой вклад в восстановление и становление училища внесли все работники, особенно руководители: А.И. Захваткин, А.И. Чмыхунов, а с 1946 года Н.П. Кухоренко.
Начиная с 1946 года, училище перешло на изготовление сложной продукции. В стеках учебных мастерских изготавливались станки: Т-4А-160 ШТ, ГГ 61 К-І24 ШТ, ТВ-16-155 ШТ и многое другое.
Если сравнить количество подготовленных рабочих в дореволюционный период с послереволюционным, то становится видно, что при свободном развитии и постоянной заботе со стороны государства можно добиться таких результатов:
с 1903 по 1917 год подготовлено 500 рабочих;
с 1917 по 1941 год подготовлено свыше 1000 рабочих;
с 1944 по 1991 год подготовлено 13296 рабочих;
с 1991 по 2009 год подготовлено 4924 рабочих и ИТР.
C 2010 по 2016 год подготовлено 1183 рабочих и специалистов со средним специальным образованием.
За успехи в учебно-производственной и учебно-воспитательной работе училище неоднократно поощрялось и отмечалось, занимало призовые места во Всесоюзном социалистическом соревновании среди профессионально-технических учебных заведений.
В 1950 году за II и III квартал училище получило 3-е место по итогам Всесоюзного социалистического соревнования и денежную премию в размере 5000 рублей.
В 1951 году в I квартале, 1952 году — в IV квартале, 1953 году — в I квартале приказом министра образования СССР отмечена хорошая работа училища.
В I квартале 1954 года по итогам Всесоюзного социалистического соревнования училище заняло 2-е общее место и получило премию 8000 рублей.
В 1954 году РУ-6 — участник Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, Могилевской областной сельскохозяйственной выставки. Училище отмечено тремя медалями, свидетельствами и Дипломами I степени за участие в выставках. В этом же году училище являлось участником Всесоюзной выставки технического творчества трудовых резервов. За действующую модель токарно-винторезного станка 1Т61 училище получило Диплом I степени.
В 1955 году по итогам Всесоюзного социалистического соревнования училище во II, III кварталах заняло 3-е место, а в IVквартале — 2-е общее место.
В 1958 году в Брюселле проходила промышленная выставка. У посетителей и придирчивого жюри завоевала внимание небольшая действующая модель токарно-винторезного станка IT61 M, изготовленного в миниатюре. Труд учащихся и работников РУ-6 увенчался успехом. Действующая модель получила главный приз «Гран При» — Большую Золотую медаль и диплом.
Училище — участник Лауреат Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в г. Москве в 1958, 1961, 1964 годах, выставки достижений народного хозяйства СССР в 1956, 1968 годах. В 1972 году на выставке достижений народного хозяйства СССР техническое училище №33 металлистов удостоено диплома I степени.
В 1988 году училище было награждено дипломом III степени Республиканской выставки технического и художественного творчества учащейся молодежи за разработку и изготовление деревообрабатывающего станка и изделий декоративно-прикладной ковки.
В 1990 году Главным комитетом ВДНХ СССР училище награждено дипломом II степени.
В 1999 году дипломом I степени за разработку устройства к компрессору для уменьшения влажности воздуха.
Изделия наших учащихся, изготовленные во внеурочное время, ежегодно занимают призовые места на областных и республиканских выставках технического творчества.
Работы учащихся и мастеров всегда получают высокую оценку на ежегодных выставках-ярмарках «Город мастеров», проводимых в г. Минске в номинации «Художественная ковка».
В настоящее время в колледже занимается более 600 учащихся. Учебное заведение занимает целый квартал между улицами Воровского, Плеханова, Менжинского. В распоряжении колледжа находятся благоустроенное пятиэтажное общежитие, бытовой корпус с актовым и спортивным залами, столовой на 80 мест, двумя учебными корпусами, один из которых построен в 1903 году и является памятником архитектуры начала XX века. В распоряжении учащихся сейчас 11 оснащённых мастерских, в которых готовят будущих рабочих.