История

1История Могилевского еврейского ремесленного училища неразрывно связана с историей Талмуд-Торы — бесплатной общественной еврейской школы в Могилеве. Вообще таких школ на территории Беларуси было немного, так как основным еврейским учебным заведением был хедер. По данным переписи 1897 г., на всю Могилевскую губернию насчи­тывалось 12 Талмуд-Тор, где обучалось 429 учеников. Однако эти школы, предназначен­ные для сирот и детей бедняков, находились в запущенном состоянии. Хотя правитель­ственные указы 1844 и 1868 гг. определили форму обучения в Талмуд-Торах, фактически до начала XX в. в них мало что менялось. Также и ортодоксально настроенные круги еврейской общины, не признающие новых тенденций в веками сложившейся системе образования и видевшие в школьном обучении путь к ассимиляции народа, всячески противились приходу еврейских детей в светские школы. Тем не менее, просвещенная часть общества, понимая, что только через современное образование возможен выход евреев из нищеты и бесправия, поддерживала политику властей в реформировании еврейской школы, и борьба за «школу» в этот период была очень острой.

Что касается Могилева, то в конце XIX — начале XX века здесь было две Талмуд-Торы — в самом городе и в пригороде, на Луполово. В пригородную школу принимались дети 6-8 лет, курс обучения был трехлетний, учеников было около 80 человек. Уроки вели три преподавателя по еврейским предметам и один — по общим.

В городской школе курс обучения длился 6 лет, и, помимо религиозных предметов, ученики изучали основы арифметики, древнееврейский язык, еврейскую литературу. Это и была так называемая «реформированная» Талмуд-Тора, больше похожая на школу.

Важно отметить то, что в реформирован­ных Талмуд-Торах вводились и ремесленные классы. Именно при Могилевской Талмуд-Торе было открыто в 1899 г. ремесленное училище, где осуществлялось обучение по слесарно-кузнечным и столярно-токарным ремеслам. Поступали сюда дети с 11 лет и должны были учиться в течение 4-х лет. Со­держалось ремесленное училище, как и Талмуд-Тора, на частные пожертвования, в основном купца Меера Шика, а также на субсидии Общества просвещения евреев России и Еврейского Колонизационного Общества.

Стоит отметить, что идея создания учебного заведения, способного дать бедным еврейским детям профессиональное образование, была вовсе не нова. Еще в 60-х гг. XIX века они начали учреждаться в различных регионах черты оседлости. Первое из таких училищ — «Труд» — было создано в Одессе. В Могилеве эта идея, возникшая в головах прогрессивно настроенных евреев, реализовывалась около двух десятилетий. В 1885 г. был создан кружок для содействия еврейским мальчикам, желающим обручаться ремеслам. В 1889 г. этот кружок ходатай­ствовал перед директором народных училищ Могилевской губернии об открытии ремес­ленного учебного заведения. Однако реализация идеи шла очень медленно. Во многом благодаря технической и экономической помощи специалистов Еврейского Колониза­ционного Общества идея создания в Могилеве такого учебного заведения была в итоге воплощена в жизнь.

Так, Положение о ремесленном училище в Могилеве было утверждено 14 (27 по новому стилю) мая 1899 г. Однако этот документ имел некоторые «узкие места». Например, согласно положению, срок обучения равнялся трем годам, в то время как программа обучения была рассчитана на четыре года. Возраст окончивших училище был не больше 16 лет, что не очень способствовало тяжелому труду на заводах, фабриках и в мастерских. Кроме этого, от поступающих требовалось свидетельство об окончании начального еврейского училища или сдаче спе­циального экзамена. В связи с этим было реализовано предложение увеличить срок обучения до 4-х лет, образовав два подгото­вительных класса.

Положением был утвержден проект учеб­ного корпуса и мастерских. Началось стро­ительство, большую часть средств на кото­рое предоставил 3. Каган, а для приобрете­ния оборудования — председатель попечи­тельского совета инженер Моисей Соломо­нович Шмерлинг. В 1903 г. училище отдели­лось от Талмуд-Торы и перешло в ведение Могилевской дирекции народных училищ.

Вскоре, 30 ноября (13 декабря по новому стилю) 1903 г. состоялось торжественное открытие училища, новый корпус которого был построен на углу улиц Глебо-Борисовской и Белгородской (сейчас улицы Плеха­нова и Воровского). Весьма подробно осветила это событие газета «Могилевские губернские ведомости». Мероприятие, кроме членов попечительского совета и пригла­шенных, почтили своим присутствием временно исполняющий обязанности директора народных училищ В.А. Тиминский, городской голова и сам губернатор Клингенберг. Высоких гостей приветствовал хор Талмуд-Торы во главе с кантором, исполнивший сначала по-русски гимн «Коль славен», а затем по-еврейски один из псалмов.

Торжество открыл своей речью казенный раввин Могилева С.Я. Каган, который назвал открытие училища «одним из разумнейших способов борьбы с нищетой, принимающей среди нашего народа, по многим причинам, ужасающие размеры». Он отметил, что «наконец-то осуществилась заветная мечта лучшей части нашего общества — дать детям воспитание, которое согласовывалось бы с современными требованиями и в то же время отвечало бы религиозно-нравствен­ным запросам всякого благочестивого в истинном смысле этого слова еврея».

Инженер Шмерлинг зачитал отчет строительной комиссии, из которого следовало, что постройка обошлась в 50 тыс. руб., и на тот момент задолженность за стройматериалы составляла 1700 руб. По утверждению Шмерлинга, недостающую сумму обещали погасить «жертвователи». Заведующий училищем Гирш Вульф Каган в своей речи подробно остановился на процессе обучения, который можно было условно разделить на три направления: по систематическим программам; путем изготовления заказов; путем из­готовления изделий для продажи.

По мнению директора, такая методика «возбуждает в учениках интерес», т.к. каждая работа имеет практическое применение. Система обучения в училище планирова­лась таковой, что в двух низших классах ученики будут обучаться ремеслу по программе, а в высших, после освоения основных приемов работы, начнется выполнение заказов.

Эта система особенно хорошо проявила себя в годы Первой мировой войны. В 1915—1916 гг. был получен большой заказ на изготовление подков, всевозможных обозных при­надлежностей для царской кавалерии. С этой целью был улучшен станочный парк — установлено 2 паровых молота. Ремесленное училище получило дальнейшее развитие и расширение за счет того, что мировая война потребовала перестройки работы учреждения на военный лад. Была введена строгая дисциплина, увеличен рабочий день за счет уменьшения спецуроков.

В училище принималась молодежь с 13 лет в 1-й подготовительный класс и во 2-й — с 14 лет. Так, в пер­вом наборе было в 1-м классе 68 человек, во 2-м классе — 52 человека. Та­ким образом, первый набор училища соста­вил 120 человек.

Обучение в училище было платным. Все поступающие, кроме сирот, вносили по 6 руб. в год. Сироты обучались за счет средств попечителя — Еврейского Колонизационного Общества.

Преподавательский состав училища насчитывал 4 преподавателя и 4 мастера. Учащиеся имели специальную форму. Занятия проводились ежедневно с 9.00 до 17.00 с перерывом 1,5 часа на обед.

В училище было 4 цеха: слесарный, токар­ный, кузнечный и столярный. Соответствен­но, готовились специалисты по этим спе­циальностям. Технически училище было ос­нащено 2 ручными кузнечными мехами, 5 наковальнями, 6 токарными станками и 50 слесарными тисками.

Изучались 12 предметов: закон веры; история евреев; история; черчение, практи­ческая геометрия; физика; алгебра; механика; естествознание; рисование; география; арифметика.

Таким образом, можно уверенно утверж­дать, что училище готовило хороших по тому времени специалистов.

Относительно даты основания училища — здесь мы видим несколько ключевых дат. Они отражают приверженность идее развития ремесленного образования, которую де­монстрировала еврейская общественность Могилева.

Так, в 1885 г. местные евреи создали кружок для оказания помощи еврейским мальчикам, желающим обучаться ремеслам. Этот кружок дважды безрезультат­но ходатайствовал перед директором народных училищ Могилевской губернии об открытии учебной мастерской при Талмуд-Торе. И только после того как евреям Могилева удалось собрать значительные средства, в мае 1899 г. попечитель Виленского учебного округа утвердил положение о Могилевском еврейском ремесленном училище. Именно в 1899 г. — 14 (27) мая утверждено Положение о ремесленном училище в Могилеве. Положением также был утвержден проект учебного корпуса и мастерских. Началось строитель­ство. До 1903 г. училище действовало как ремесленная часть Талмуд-Торы, а в 1903 г. Могилевское ремесленное училище отделилось от Талмуд-Торы и перешло в ведение Могилевской дирекции народных училищ и торжественно переехало в новое здание.

Эти данные отражены в историческом документе под названием «Отчет Мо­гилевского еврейского ре­месленного училища со времени открытия его по 31 декабря 1905 года».

Таким образом, именно 1899 год нужно считать отправной датой в истории Могилевс­кого ремесленного училища, а теперь — Мо­гилевского государственного машинострои­тельного профессионально-технического колледжа. Тогда было утверждено положение об училище, произведен набор и начались занятия, началось строительство отдельного нового здания. А в 1903 г. произошел переезд в новое здание и окончатель­ное оформление училища.

Выпускник училища 1909 года Басин Меер Велькович по специальности слесарь стал членом большевистской партии с 1912 года. С 1911 года работал по специальности слесаря на нефтепромыслах в г. Баку. За революционную деятельность неоднократно арестовывался царским правительством. 25 июня 1917 года избран членом Бакинского комитета партии. Вместе с Н. Азизбековым, А. Ждапаридзе и другими большевиками являлся одним из руководителей сентябрьской стачки бакинского пролетариата. Второго сентября 1917 года на заседании Бакинского Совета, принявшего программу практического перехода власти в его руки, М.В. Басин избран секретарем президиума исполкома.

В апреле 1918 года после образования Бакинского Совета народного хозяйства во главе с И. Фиалетовым, Басин был назначен заведующим секцией нефтяного отдела совнархоза. На М.В. Басина было возложено также руководство охраной национальных нефтяных предприятий. 20 сентября 1918 года М.В. Басин был расстрелян эсеро-меньшевитскими агентами английского империализма в числе 26 бакинских комиссаров.

Именем Басина названа одна из улиц г. Баку. В г. Черикове, где родился и начал свою трудовую деятельность М.В. Басин установлена мемориальная Доска на доме где он жил, а улица названа его именем. В настоящее время первичная организация ОО «БРСМ» колледжа носит имя М.В. Басина.

В 1915—1916 гг. ремесленное училище разрослось ввиду того, что империалистическая война потребовала перестройки всей экономики на военный лад. Был получен заказ на изготовление подков, всех обозных принадлежностей для царской кавалерии. С этой целью был улучшен станочный парк — установлено 2 паровых молота. В училище введена строгая дисциплина, удлинён рабочий день за счет уменьшения спецуроков. В конце 1916 года в училище была проведена забастовка. Забастовщики предъявили требование уменьшить рабочий день. Но царское правительство подавило её угрозой отправить участников на фронт.

Горячо приветствовали учащиеся и работники училища известие о февральской революции 1917 года. В училище происходят демократические преобразования. В начале марта 1917 года избран первый учком, председателем которого был старшеклассник Я.С. Гуревич, который в последствии стал большевиком. Учащиеся училища приняли активное участие в Октябрьской революции. В училище был создан кружок «Юных социалистов», которые в конце 1918 года включились в комсомол. Учащиеся младших классов входили в клуб «Рабочих подростков», существовавший в Могилеве в 1918—1919 годы. В годы гражданской войны учащиеся по комсомольским и партийным мобилизациям, добровольно уходили на фронт.

В период за 14 лет до Великой Октябрьской Социалистической революции в училище подготовлено 500 специалистов по специальностям слесари, кузнецы, литейщики, токари, фрезеровщики. Это главным образом мелкие ремесленники и подмастерья из семей зажиточных горожан. Для получения профессий детям рабочих и крестьян чинились различные препятствия.

В первые годы советской власти советское правительство обеспечивало училище хорошо. По техническому оснащению в городе Могилёве ни одно промышленное предприятие не могло сравниться с мастерскими училища. В мастерских имелись станки: токарные, фрезерные, строгальные и многие другие. Завод «Возрождение» — нынешнее базовое предприятие Ордена Трудового Красного Знамени завод «Строммашина» — давал заказы училищу на изготовление различной продукции, так как на заводе не имелось соответствующего оборудования. Тогда же оно только начинало свой путь. И с 1922 года училище готовит специалистов для работы в цехах завода.

За свою историю училище неоднократно меняло свое название. В годы первых пятилеток оно носило название профтехшколы. В 1940 году переорганизовано в ремесленное училище №4, с 1941 по 1944 год объединено в РУ №1 г. Новосибирска. В 1944 году переименовано в РУ №6, с 1 декабря 1961 года по 28 января 1976 года носило название ГПТУ-33 металлистов, с 28 января 1976 года по 28 февраля 2004 года — техническое училище №33 металлистов, с 28 февраля 2004 по настоящее время — УО «Могилёвский государственный машиностроительный профессионально-технический колледж».

За годы с 1917 по июнь 1941 г. в училище было подготовлено боле 1000 квалифицированных рабочих.

Мирный труд коллектива учащихся и работников училища был нарушен началом Великой Отечественной войны в 1941 году.

Шел десятый день войны, когда ремесленное училище №4 было эвакуировано вглубь страны. Впереди были 4 года тяжелейших испытаний, но тогда об этом никто еще не знал. Знали одно: «Мы победим». Так сказал на митинге перед отправкой завуч училища Антон Макарович Чмыхунов, так думал каждый из 200 воспитанников училища, погрузившихся в эшелон.

Рассказывает мастер Захар Николаевич Бацов: «У нас был медленный поезд. Часто останавливались, мы уступали путь эшелонам, шедшим на запад, к фронту. На одной из таких остановок, в сотне километров oт Могилева кто-то из наших крикнул: «Глядите, глядите!», — от воинского эшелона к нашей теплушке бежал человек в красноармейской шинели. Это был Новиков — один из самых молодых и самых любимых наших мастеров призванных на второй день войны. Все кинулись его обнимать. Ребята из группы Новикова плакали, а он, стараясь прижать к себе сразу как можно больше своих пацанов, смеялся и успокаивал их: «Ну что вы разревелись-то… Мы еще с вами послесарим!».

В 1942 г. мастер Новиков пал смертью храбрых на фронте Отечественной войны.

Поезд шёл, а мы привыкали к военному времени. На некоторых станциях нас кормили горячим, но вообще-то паёк у нас был такой: на пятерых буханка хлеба и, видимо, с учётом нашего возраста, горсть леденцов в день.

На одной станции где-то в Удмуртии, мы решили искупаться. Кончилась эта затея тем, что 30 человек в том числе и я, отстали от эшелона.  Другим поездом нас отправили в Челябинск и определили в ремесленное училище при тракторном заводе. Я попал на участок, где ремонтировались при бывшие с фронта танки.

Только увидев первый раз искореженные снарядами боевые машины, до конца осознал страшную реальность войны. И понял свое место в этой войне. Я стал взрослым».

В августе 1941 г. эшелон, от которого отстал Захар Бацов, прибыл на станцию назначения — Новосибирск. Могилевчане влились в огромный коллектив Новосибирского ремесленного училища №1, объединившего многие эвакуированные училища страны.

Рассказывает мастер Исаак Юльевич Изаксон: «Война отменила теорию. Теперь у нас была только практика. Наше училище представляло собой, по сути дела, самостоятельный завод, изготовлявший продукцию для Новосибирского комбината.  Работали мы все в три смены. Каждая группа получала конкретное задание на сутки, и надо ли говорить, что мы не отходили от станков, не выполнив нормы. Все для фронта, все для победы!» — этим жил тыл, этим жили мы. Перед тем как заступить на смену, мы собирались у репродуктора прослушать сводку информбюро. Был у нас и свой собственный счёт фашистам. Никогда не забыть мне плакатов, которые почти ежедневно вывешивали в училище. «Товарищ, своей работой отомсти врагу за отца Иванова, погибшего в боях с фашистами!» И мы мстили.

В первые месяцы наша норма составляла 25 деталей в день. Через два года мы довели ее до 400!

По окончании смены мы бежали к щиту, где отмечались итоги социалистического соревнования между группами. На этом щите был нарисован фашистский танк, в который летели изготовленные нашими руками снаряды. Снаряд группы–победительницы попадал в бензобак, группы, занявшие 2-е место — в гусеницы. У последнего места был недолет. Этот недолёт мучил хуже всякой муки — на следующий день оставшаяся группа работала стиснув зубы, и перекрывала план, чего бы это не стоило! Каждый из нас должен, обязан был попасть в ненавистный танк!»

1Завод, на котором работали эвакуированные могилевские ремесленники, за годы войны трижды завоевал Переходящее Красное Знамя Государственного комитета обороны.

Рассказывает Захар Николаевич Бацов: «А я разыскал тоже свое родное училище. Проработав 3 месяца в Челябинске, приехал в Новосибирск. Быстро освоил новые операции и вскоре вместе со всеми точил на своем станке «Единичка», «Восьмерка», «Девятка» — так назывались детали, которые мы точили.

Никаких простоев мы не знали. Когда нам однажды не хватило металла, вся смена отправилась пешком на авиационный завод, где был небольшой резерв сырья и на себе принесли в цех стальные болванки и прутья. Норму в этот день мы перевыполнили.

Рассказывает Василий Николаевич Смоляков: «Я работал на глубокой расточке, делал мортиры. И все время мне казалось, что дело мое движется слишком медленно, что можно операции ускорить. Долго я ломал голову и наконец придумал. Приспособил специальное устройство для охлаждения резца, и производительность сразу подскочила втрое! Потом были у меня еще рациональные предложения, но это первое запомнилось мне больше всего».

 В тот памятный день для Василия Николаевича в цехе был вывешен плакат: «Учащийся Смоляков нанес еще один удар по врагу!».

Вскоре подошло время выпуска. Эвакуированные могилевчане получили направления на различные оборонные заводы страны. А Захар Бацов и Исаак Изаксон были оставлены в училище — их назначили мастерами производственного обучения.

Рассказывает Исаак Юльевич Изаксон: «Наши учебные группы постоянно пополнялись эвакуированными ребятами. Два таких внеочередных пополнения врезались в память сильнее всего. Первый раз — когда привезли девочек из Калининской области. Они побывали в оккупации, видели врага в лицо и знали, что такое фашистская неволя. Наверное от того и работали калининские девчата так, что их трудовая слава буквально гремела по Новосибирским заводам.

В 1944 году, после прорыва блокады, мы встречали подростков ленинградцев. В первые дни после приезда, измученные голодом, они еле передвигались, придерживаясь за стены. Их вид, их страдания вызывали у нас ещё большую ненависть к врагу. Работали наши ребята и за себя, и за ленинградцев, которые конечно не могли стать к станкам…

 В 1941 году ребятам было по 14-15 лет, но уже в 1943-ем они всерьез задумались о фронте. Лёня Мартынов от воинской службы был освобожден. Несмотря на свой юный возраст, он считался на заводе ценным специалистом и потому пользовался правом на отсрочку. К тому же и годы для армии у него ещё не подошли. Но Лёня считал иначе.

Рассказывает Леонид Яковлевич Мартынов: «Летом 1943 года, приписав себе лишний год, я явился в военкомат г. Куйбышева. Здесь после окончания Новосибирского училища я начал свою трудовую биографию. Попросился на фронт добровольцем. На заводе, конечно, об этом не сказал — не отпустили бы. Но все вышло благополучно, в тот же день я был призван.

Попал я в отдельный лыжный батальон 52-ой Ордена Ленина гвардейской дивизии. В январе 1944 года мы получили очередное, обычное для нас задание — провести разведку боем под Новосокольниками. Отправились вшестером, зашли в тыл к немцам, завязали неравный бой, вызвав на себя огонь всех скрытых огневых точек врага.

За разведку боем под Новосокольниками бывший учащийся Могилёвского ремесленного училища №4 Леонид Мартынов был награждён Орденом Красной Звезды.

Боевую задачу мы выполнили. На следующий день выявленные нами огневые позиции фашистов «обработали» легендарные «Катюши». Путь  к наступлению был открыт.

Леонид Мартынов в то время не знал, что снаряды для «Катюш» изготовляли на Новосибирском комбинате, где работали его бывшие товарищи по учебе. Впрочем они и сами тогда этого не знали — военная тайна сохранялась строго.

Вскоре я был ранен. В госпитале меня нашли письма отца, ушедшего на фронт в 1941 году. Теперь самой большой нашей мечтою было встретиться в Берлине. Этой мечте не суждено было сбыться. Вскоре меня снова ранило — на этот раз тяжело… После долгого лечения я вернулся в родной Могилёв, уже освобожденный к тому времени, и устроился работать в вагонное депо. Но отец воевал, и фронтовые дороги вели его прямо к Берлину. Он должен был отомстить за нас обоих!

Отец Леонида Мартынова пал смертью храбрых за 20 дней до окончания войны при прорыве последнего оборонительного рубежа на подступах к Берлину.

Рассказывает Николай Корнеевич Цыпляков: «А я до Берлина дошёл. С Лёней Мартыновым мы не были знакомы — учились в разных группах. Нас, формовщиков, сразу по прибытии эшелона отправили в Новосибирск на металлургический завод. Но на фронт мы с Лёней попали одинаково — я тоже пошёл добровольцем и тоже слегка приврал насчёт возраста. Стал танкистом, командиром орудия. В бою за Берлин командира нашей машины ранило, и я взял командование на себя. Огонь фашистов был страшен, но боевая машина не подвела нас — в том бою мы уничтожили два вражеских танка и орудие. Меня наградили орденом Красной Звезды».

Металлургический завод, на котором работали товарищи Николая Цыплякова по учебной группе Могилевского ремесленного училища №4, катал броню для танков Т-34, на одном из которых воевал их одноклассник–доброволец.

«Война гуляет по России, а мы такие молодые …» — писал поэт фронтовик Давид Самойлов. Они были очень молоды тогда. Так молоды, что стремились прибавить себе по годику-другому, лишь бы обмануть строгих военкомов. Но война и так одним махом прибавила всем им гораздо больше — и тем, кто ушёл сражаться на фронт, и тем, кто взвалил на свои мальчишеские плечи мужскую непомерную тяжесть работы в тылу, где ковалось оружие великой Победы .

2Захар Николаевич Бацов и Исаак Юльевич Изаксон всю жизнь были верны училищу, воспитавшему их, — оба они работали мастерам производственного обучения в ГПТУ-33 до выхода на пенсию, Василии Николаевич Смоляков работал мастером производственного обучения ГПТУ-58 до выхода на пенсию. Леонид Мартынов и Николай Цыпляков работали на Могилевском заводе «Строммашина» — базовом предприятии 33-го училища до выхода на пенсию.

Многие их товарищи по учебе погибли на фронтах Великой Отечественной войны. Рассказ об их судьбах — героических и трагичных — это ещё ненаписанная глава истории училища №33, одного из старейших республике.

Сразу же после освобождения города Могилёва от немецко-фашистских захватчиков, в 1944 году организовано ремесленное училище №6 с контингентом учащихся 400 человек. Училище было разрушено, станочный парк разграблен и начинать учебно-производственную и воспитательную работу пришлось с самого начала. Несмотря на то, что война не закончилась и все силы страны были направлены на скорейшее изгнание и разгром немецко-фашистских захватчиков, партия и правительство нашли средства для восстановления училища. Однако рабочих рук не хватало. Учащиеся сами настилали полы, вставляли оконные переплеты, штукатурили, восстанавливали разрушенное оборудование. Упорный труд позволил к началу 1946 года полностью восстановить разрушенное войной хозяйство училища. Большой вклад в восстановление и становление училища внесли все работники, особенно руководители: А.И. Захваткин, А.И. Чмыхунов, а с 1946 года Н.П. Кухоренко.

3Начиная с 1946 года, училище перешло на изготовление сложной продукции. В стеках учебных мастерских изготавливались станки: Т-4А-160 ШТ, ГГ 61 К-І24 ШТ, ТВ-16-155 ШТ и многое другое.

Если сравнить количество подготовленных рабочих в дореволюционный период с послереволюционным, то становится видно, что при свободном развитии и постоянной заботе со стороны государства можно добиться таких результатов:

с 1903 по 1917 год подготовлено 500 рабочих;

с 1917 по 1941 год подготовлено свыше 1000 рабочих;

с 1944 по 1991 год подготовлено 13296 рабочих;

с 1991 по 2009 год подготовлено 4924 рабочих и ИТР.

C 2010 по 2016 год подготовлено 1183 рабочих и специалистов со средним специальным образованием.

За успехи в учебно-производственной и учебно-воспитательной работе училище неоднократно поощрялось и отмечалось, занимало призовые места во Всесоюзном социалистическом соревновании среди профессионально-технических учебных заведений.

В 1950 году за II и III квартал училище получило 3-е место по итогам Всесоюзного социалистического соревнования и денежную премию в размере 5000 рублей.

В 1951 году в I квартале, 1952 году — в IV квартале, 1953 году — в I квартале приказом министра образования СССР отмечена хорошая работа училища.

В I квартале 1954 года по итогам Всесоюзного социалистического соревнования училище заняло 2-е общее место и получило премию 8000 рублей.

В 1954 году РУ-6 — участник Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, Могилевской областной сельскохозяйственной выставки. Училище отмечено тремя медалями, свидетельствами и Дипломами I степени за участие в выставках. В этом же году училище являлось участником Всесоюзной выставки технического творчества трудовых резервов. За действующую модель токарно-винторезного станка 1Т61 училище получило Диплом I степени.

В 1955 году по итогам Всесоюзного социалистического соревнования училище во II, III кварталах заняло 3-е место, а в IVквартале — 2-е общее место.

В 1958 году в Брюселле проходила промышленная выставка. У посетителей и придирчивого жюри завоевала внимание небольшая действующая модель токарно-винторезного станка IT61 M, изготовленного в миниатюре. Труд учащихся и работников РУ-6 увенчался успехом. Действующая модель получила главный приз «Гран При» — Большую Золотую медаль и диплом.

Училище — участник Лауреат Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в г. Москве в 1958, 1961, 1964 годах, выставки достижений народного хозяйства СССР в 1956, 1968 годах. В 1972 году на выставке достижений народного хозяйства СССР техническое училище №33 металлистов удостоено диплома I степени.

В 1988 году училище было награждено дипломом III степени Республиканской выставки технического и художественного творчества учащейся молодежи за разработку и изготовление деревообрабатывающего станка и изделий декоративно-прикладной ковки.

В 1990 году Главным комитетом ВДНХ СССР училище награждено дипломом II степени.

В 1999 году дипломом I степени за разработку устройства к компрессору для уменьшения влажности воздуха.

Изделия наших учащихся, изготовленные во внеурочное время, ежегодно занимают призовые места на областных и республиканских выставках технического творчества.

Работы учащихся и мастеров всегда получают высокую оценку на ежегодных выставках-ярмарках «Город мастеров», проводимых в г. Минске в номинации «Художественная ковка».

4В настоящее время в колледже занимается более 600 учащихся. Учебное заведение занимает целый квартал между улицами Воровского, Плеханова, Менжинского. В распоряжении колледжа находятся благоустроенное пятиэтажное общежитие, бытовой корпус с актовым и спортивным залами, столовой на 80 мест, двумя учебными корпусами, один из которых построен в 1903 году и является памятником архитектуры начала XX века. В распоряжении учащихся сейчас 11 оснащённых мастерских, в которых готовят будущих рабочих.