Макет Троицкой церкви

При реконструкции моста через Днепр по проспекту Пушкина в Могилеве строители обнаружили фрагменты фундамента Троицкой церкви ХVIII века. Сохранились фотографии церкви.

По этим снимкам работниками учреждения образования «Могилевского государственного машиностроительного профессионально-технического колледжа» изготовлен макет церкви. Макет выполнен из стали. Высота макета ориентировочно 750 мм, ширина –700 мм.

История Троицкой церкви в Могилеве

После наводнения 1968 года появилась насыпь перед новым мостом, когда Днепр перелил через Пушкинский проспект. Самое же интересное заключается в том, что это сооружение, именовавшееся Троицкой церковью, положило начало формированию архитектурного ансамбля всей заднепровской части Могилева и стало первым православным храмом на его левобережье.

Историческое ядро города XIII—XIV веков  находилось на правобережье, но с  XV века, когда днепровский центр стал быстро расширяться и обрастать поселениями, его жители постепенно перебрались и на левый берег Днепра. В те времена любое более или менее обособленное поселение вне городских стен стремилось обзавестись собственной церковью, которая строилась «всем миром», а закладывалась в определенный христианский православный праздник. Так произошло и в нашем случае. Поселяне через 7 недель после праздника Св. Пасхи на день Св.Троицы, посвященный воспоминанию сошествия Св.Духа на апостолов и дню рождения Церкви Христовой, заложили собственный храм.

Уже из первой книги Могилевского магистрата за 1578—1580 годы мы узнаем о хозяевах домов заднепровского поселения: «Амеляна рыболова за рекою Днепром, Андреевой вдовы за рекою Днепром на Косковской улице, Ивановича Ивана, сотника за рекой Днепром, подле церкви Св.Троицы…».

К XVI веку вся территория разросшегося Могилева была поделена на 15 сотен, заднепровская сотня по названию церкви стала называться Троицкой. Сотня быстро увеличилась до размеров посада и Троицкая церковь стала его духовным центром. Поселяне платили церкви традиционную десятину —  10% от всей прибыли, за счет которой осуществлялся ремонт здания, пополнялось внутреннее убранство и содержался церковный клир. К церковному батюшке, как к высшему авторитету на посаде ходили за советом и благословением. Значительные доходы поступали и от Поповского перевоза через Днепр, находящегося как раз напротив храма и могилевского замка.