Методическая работа

Организация методической работы в колледже

На современном этапе совершенствования деятельности в системе профессионального образования объективно повышается роль методической работы, которая становится важнейшим звеном системы непрерывного педагогического образования.

Она дает возможность руководителю, методической службе обеспечить на диагностической, дифференцированной и индивидуализированной основе профессиональный рост и развитие каждого педагога, их участие в инновационной деятельности. Согласно статье 195 «Система научно- методического обеспечения среднего специального образования» Кодекса Республики Беларусь об образовании, научно-методическое обеспечение колледжа включает:

  • учебно-программную документацию образовательных программ среднего
  • специального образования;
  • учебные программы по учебным предметам, модулям общеобразовательного
  • компонента;
  • типовой учебный план общеобразовательного компонента среднего
  • специального образования;
  • программно-планирующую документацию воспитания;
  • учебно-методическую документацию;
  • учебные и иные издания;
  • контрольно-измерительные материалы;
  • информационно-аналитические материалы;
  • методические указания по разработке учебно-программной документации
  • образовательных программ среднего специального образования.

Единая методическая тема на 2024/2025 учебный год «Совершенствование научно-методического обеспечения образовательного процесса в условиях трансформации национальной системы профессионального образования»

Цель методической работы — повышение качества образования, обновление его содержания на основе современных научных знаний, рост эффективности работы колледжа и каждого педагога.

Задачи:

  • корректировка учебно-программной, учебно-методической документации в контексте изменений, связанных с вступлением в силу новой редакции Кодекса Республики Беларусь об образовании;
  • применение совокупности образовательных технологий и методик для повышения качества подготовки рабочих и специалистов;
  • формирование и развитие ключевых компетенций педагогических кадров в условиях обновления содержания образования;
  • совершенствование педагогического мастерства педагогов (в том числе через курсовую подготовку и аттестацию кадров), развитие мотивации деятельности педагогического коллектива;
  • изучение и внедрение положительного педагогического опыта творчески работающих педагогов в практику работы колледжа;
  • обеспечение методического сопровождения работы молодых и вновь принятых на работу специалистов;
  • создание условий для развития исследовательской работы участников образовательного процесса, вовлечение педагогических работников и учащихся в исследовательскую и творческую деятельность;
  • совершенствование структурных элементов УМК путем разработки и внедрения в образовательный процесс электронных средств обучения, применения современных информационно-коммуникационных технологий;
  • формирование единой информационной среды, пополнение нормативно-методической базы;
  • создание условий для эффективной подготовки участников конкурса профессионального мастерства Profskills Belarus.

 

 

Общее руководство методической работой в колледже осуществляет директор. В состав методической службы входят:

  • методист;
  • заместители директора колледжа, курирующие определенное направление деятельности;
  • председатели цикловой комиссий;
  • ведущие педагогические работники.

Методическая работа реализуется по следующим направлениям:

  • диагностико-аналитическая деятельность;
  • организационно-методическая деятельность;
  • учебно-методическая деятельность;
  • индивидуальная методическая работа;
  • информационная деятельность;
  • организационно-управленческая деятельность.

Планирование и организацию методической работы педагогические работники проводят в соответствии с функциональными обязанностями, разработанными на основе тарифно-квалификационной характеристики.

Индивидуальная методическая работа, являющаяся основной формой совершенствования педагогического мастерства, проводится по следующим направлениям:

  • изучение научной, учебно-методической литературы, нормативных документов, связанных с практической деятельностью;
  • создание научно-методического обеспечения преподавания предметов и профессий;
  • изучение и внедрение современных технологий обучения в образовательный процесс;
  • анализ, корректировка, разработка учебно-программной документации;
  • участие в работе педагогического совета, совета колледжа, цикловых комиссий, семинаров, творческих объединений педагогов и т.д.

Результаты методической работы периодически обсуждаются на коллегиальном уровне, коллективном и индивидуальном. На первых двух уровнях в форме отчета рассматриваются промежуточные результаты методической деятельности, проводится соответствующая корректировка в действиях, принимаются окончательные решения, и итоги о проделанной работе оформлялись протоколом.

Основные направления деятельности методического характера реализуются за счет работы:

  • методического кабинета;
  • цикловых комиссий;
  • творческих групп;
  • школы молодого педагога;
  • инструктивно-методических совещаний;

Организация работы цикловых комиссий и методического объединения.

В соответствии с основными направлениями деятельности, в целях оказания методической помощи преподавателям, мастерам производственного обучения и кураторам учебных групп в колледже работают 6 цикловых комиссий и методическое объединение кураторов:

  • цикловая комиссия уровня среднего-специального образования;
  • цикловая комиссия преподавателей учебных предметов профессионального компонента;
  • цикловая комиссия преподавателей учебных предметов общеобразовательного компонента социально-гуманитарного цикла;
  • цикловая комиссия преподавателей учебных предметов общеобразовательного компонента естественно-математического цикла;
  • цикловая комиссия мастеров производственного обучения;
  • методическое объединение кураторов;

Основные направления работы:

  • внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс с целью повышения результативности процесса обучения;
  • совершенствование системы методического сопровождения образовательного процесса, направленное на повышение качества образования;
  • выявление, изучение и обобщение, распространение эффективной педагогической практики;
  • организация методической работы с педагогическими работниками с целью совершенствования их профессиональной компетентности;

В основе планирования работы методических объединений лежит диагностика, которая позволяет определить трудности и лучший опыт в работе педагогов для оказания последующей помощи в преодолении выявленных затруднений, а также для обобщения и распространения педагогического опыта.