Организация методической работы в колледже
На современном этапе совершенствования деятельности в системе профессионального образования объективно повышается роль методической работы, которая становится важнейшим звеном системы непрерывного педагогического образования.
Она дает возможность руководителю, методической службе обеспечить на диагностической, дифференцированной и индивидуализированной основе профессиональный рост и развитие каждого педагога, их участие в инновационной деятельности. Согласно статье 195 «Система научно- методического обеспечения среднего специального образования» Кодекса Республики Беларусь об образовании, научно-методическое обеспечение колледжа включает:
- учебно-программную документацию образовательных программ среднего
- специального образования;
- учебные программы по учебным предметам, модулям общеобразовательного
- компонента;
- типовой учебный план общеобразовательного компонента среднего
- специального образования;
- программно-планирующую документацию воспитания;
- учебно-методическую документацию;
- учебные и иные издания;
- контрольно-измерительные материалы;
- информационно-аналитические материалы;
- методические указания по разработке учебно-программной документации
- образовательных программ среднего специального образования.
Единая методическая тема на 2024/2025 учебный год «Совершенствование научно-методического обеспечения образовательного процесса в условиях трансформации национальной системы профессионального образования»
Цель методической работы — повышение качества образования, обновление его содержания на основе современных научных знаний, рост эффективности работы колледжа и каждого педагога.
Задачи:
- корректировка учебно-программной, учебно-методической документации в контексте изменений, связанных с вступлением в силу новой редакции Кодекса Республики Беларусь об образовании;
- применение совокупности образовательных технологий и методик для повышения качества подготовки рабочих и специалистов;
- формирование и развитие ключевых компетенций педагогических кадров в условиях обновления содержания образования;
- совершенствование педагогического мастерства педагогов (в том числе через курсовую подготовку и аттестацию кадров), развитие мотивации деятельности педагогического коллектива;
- изучение и внедрение положительного педагогического опыта творчески работающих педагогов в практику работы колледжа;
- обеспечение методического сопровождения работы молодых и вновь принятых на работу специалистов;
- создание условий для развития исследовательской работы участников образовательного процесса, вовлечение педагогических работников и учащихся в исследовательскую и творческую деятельность;
- совершенствование структурных элементов УМК путем разработки и внедрения в образовательный процесс электронных средств обучения, применения современных информационно-коммуникационных технологий;
- формирование единой информационной среды, пополнение нормативно-методической базы;
- создание условий для эффективной подготовки участников конкурса профессионального мастерства Profskills Belarus.
Общее руководство методической работой в колледже осуществляет директор. В состав методической службы входят:
- методист;
- заместители директора колледжа, курирующие определенное направление деятельности;
- председатели цикловой комиссий;
- ведущие педагогические работники.
Методическая работа реализуется по следующим направлениям:
- диагностико-аналитическая деятельность;
- организационно-методическая деятельность;
- учебно-методическая деятельность;
- индивидуальная методическая работа;
- информационная деятельность;
- организационно-управленческая деятельность.
Планирование и организацию методической работы педагогические работники проводят в соответствии с функциональными обязанностями, разработанными на основе тарифно-квалификационной характеристики.
Индивидуальная методическая работа, являющаяся основной формой совершенствования педагогического мастерства, проводится по следующим направлениям:
- изучение научной, учебно-методической литературы, нормативных документов, связанных с практической деятельностью;
- создание научно-методического обеспечения преподавания предметов и профессий;
- изучение и внедрение современных технологий обучения в образовательный процесс;
- анализ, корректировка, разработка учебно-программной документации;
- участие в работе педагогического совета, совета колледжа, цикловых комиссий, семинаров, творческих объединений педагогов и т.д.
Результаты методической работы периодически обсуждаются на коллегиальном уровне, коллективном и индивидуальном. На первых двух уровнях в форме отчета рассматриваются промежуточные результаты методической деятельности, проводится соответствующая корректировка в действиях, принимаются окончательные решения, и итоги о проделанной работе оформлялись протоколом.
Основные направления деятельности методического характера реализуются за счет работы:
- методического кабинета;
- цикловых комиссий;
- творческих групп;
- школы молодого педагога;
- инструктивно-методических совещаний;
Организация работы цикловых комиссий и методического объединения.
В соответствии с основными направлениями деятельности, в целях оказания методической помощи преподавателям, мастерам производственного обучения и кураторам учебных групп в колледже работают 6 цикловых комиссий и методическое объединение кураторов:
- цикловая комиссия уровня среднего-специального образования;
- цикловая комиссия преподавателей учебных предметов профессионального компонента;
- цикловая комиссия преподавателей учебных предметов общеобразовательного компонента социально-гуманитарного цикла;
- цикловая комиссия преподавателей учебных предметов общеобразовательного компонента естественно-математического цикла;
- цикловая комиссия мастеров производственного обучения;
- методическое объединение кураторов;
Основные направления работы:
- внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс с целью повышения результативности процесса обучения;
- совершенствование системы методического сопровождения образовательного процесса, направленное на повышение качества образования;
- выявление, изучение и обобщение, распространение эффективной педагогической практики;
- организация методической работы с педагогическими работниками с целью совершенствования их профессиональной компетентности;
В основе планирования работы методических объединений лежит диагностика, которая позволяет определить трудности и лучший опыт в работе педагогов для оказания последующей помощи в преодолении выявленных затруднений, а также для обобщения и распространения педагогического опыта.